Политолог Ерлан Саиров: Детям надо учиться, а не быть источником разногласий

Если мы желаем перспективного будущего для своих детей, если желаем, чтобы онибыли образованными, всесторонне развитыми и конкурентными личностями, то необходимо оградить их от конфликтов на религиозной основе, считает политолог Ерлан Саиров — Zakon.kz.
— Недавно Министерство образования и науки РК приняло решение о введении единой формы одежды для всех школьников Казахстана. Как известно, данный вопрос был всесторонне изучен и государственными органами принято решение ввести единую школьную форму. Поддерживаете ли вы данное решение?
— Я давно его ждал такого решения и всесторонне приветствую его, и вот почему.
Во-первых, многие решения государства в сфере образования принимаются на основе интересов всего общества. Значит, данная проблема была серьезно изучена Министерством образования и науки РК, после которого была принята четкая позиция государства. Это радует.
Во-вторых, как родитель, я понимаю, что данное решение будет способствовать определенному социальному равенству в государственных учреждениях среднего звена. И дети в наше современное время меньше будут обращать внимание на материальную и социальную составляющую бытия своих сверстников, а больше на образование, дружбу, саморазвитие.
Думаю, нужно всецело поддерживать такие реформы, чтобы не было ущемления достоинства тех детей, чьи родители сегодня не могут позволить дорогую и хорошую одежду. Если сегодня рассматривать ситуацию в целом по всей стране, то становиться ясно, что не у всех родителей, а особенно в сельской местности, многодетных родителей и одиноких матерей есть возможность хорошо одевать своих детей от сезона к сезону.
И, в-третьих, считаю это дополнительной поддержкой отечественных товаропроизводителей. Со стороны учреждений образования будет еще больше заказов малому и среднему бизнесу, повыситься качество и ассортимент детских изделии, также в свою очередь произойдет определенный рост легкой промышленности.
Как отец и гражданин положительных моментов в утверждении единой школьной формы я вижу больше.
— Что Вы скажете о дискуссиях по вопросу ношения религиозной атрибутики школьниками в учебных заведениях. Как прокомментируете данную проблему?
— Думаю, данная проблема не так остра, как ее хотят сегодня преподнести некоторые граждане или группы лиц.
Мы ведь живем в светском государстве и согласно нашему отечественному законодательству система образования и воспитания, здравоохранения, военное дело и другие сферы жизнедеятельности в Казахстане отделены от религии и религиозных объединений.
Необходимо соблюдать уже установленные светские нормы. И в процентом соотношении детей, носивших хиджаб в Казахстане, не более 0,1 % от всех школьниц, таким образом, видим, что проблема не такая всеобщая как описывают ее в некоторых СМИ.
Я придерживаюсь такого жизненного принципа, чтобы у наших детей было яркое и запоминающееся детство, и до достижения ими совершеннолетия нам взрослым крайне нежелательно навязывать религию, требуя строго соблюдения всех канонов и предписании нашей веры.
Прививать же детям любовь к национальным традициям, развивать высшие духовные и морально-нравственные качества, родителям можно и в свободное от занятий время, вне зависимости от возраста ребенка.
— Но некоторые родители, исповедующие исламскую веру, требуют, чтобы для их детей сделали определенные исключения.
— Да, мне известно об этом. Около года назад я ознакомился с мнениями и доводами некоторых граждан. Основной их аргумент, что якобы ущемляются их свобода вероисповедания, которую гарантирует Конституция страны. Но это далеко не так.
Давайте будем говорить открытую правду, ведь многие дети в таких семьях не понимают, зачем носить религиозную одежду, в т.ч. хиджабы, кресты, кепы и другие атрибуты веры, тем более это еще не осмысленный их выбор.
Мне понятно, если взрослая девушка по окончанию школы стала глубоко верующей, изучила основы религии, хочет строго соблюдать каноны веры и поэтому решилась надевать хиджаб или платок.
Но когда совсем юных школьниц родители заставляют носить хиджабы, дома осуществляют психологическое давление на ребенка и при этом обвиняют государство, я считаю это в корне неправильно.
Такой категории верующих мусульман, нужно терпеливо и систематически разъяснять позицию большинства наших сограждан, умеренных верующих и государства.
Со временем думаю, они поймут позицию государства, даже их собственные дети будут благодарны им за понимание.
— Как же быть, если родители не согласны с решением министерства образования и науки, уставом школы?
— У нас государство светское, но и не атеистическое, никто никому не запрещает иметь религиозные вероубеждения, а требования к единой школьной форме нисколько не ограничивают прав на свободу вероисповедания в стране.
Вместе с тем, рекомендации о соблюдении дресс-кода были всегда и везде. И ношение какой-либо религиозной атрибутики или одежды в учреждениях образования согласно уставам многих общеобразовательных школ не допускалось и ранее.
Большинство казахстанских родителей соблюдают и уважают эти правила. Так как они по своей сути универсальны, и с малого возраста учат детей жить без комплексов и конфликтов, чувствовать равенство вне зависимости от национальности и конфессиональной принадлежности.
Думаю, именно в этом сила нашего общества и государства, мы растим уверенных и достойных граждан, своей страны.
Также согласно законам и не писанным моральным принципам конфессии и их священнослужители не вмешиваются в дела и решения государства, что, безусловно, правильно. 
В свою очередь и наши граждане тоже обязаны уважительно относиться к данной правовой норме закона.
Более того Глава государства в программных документах и выступлениях постоянно призывает нас формировать в обществе духовное и религиозное сознание, соответствующие традициям и культурным нормам страны.
Как законопослушные граждане, мы обязаны исполнять решение государственных органов, так как светские принцы в обществе надо соблюдать всем без исключения и иначе не будет порядка в стране.
Бывают случай, например, что некоторые верующие подвергают риску даже здоровье своих детей, отказываясь от переливания крови или медицинской вакцинации против оспы или кори. И в таких вопросах государству, думаю необходимо иметь принципиальную позицию, и мы ее поддержим.
Так что я полностью поддерживаю позицию Министерства образования и науки РК и Духовного управления мусульман Казахстана.           ДУМК ведь абсолютно правильно рекомендует не конфликтовать, проявлять сдержанность, а девушкам и женщинам одеваться скромно, соблюдая обычай и традиции казахов, не используя при этом черную одежду и другие религиозные вещи.
В школах детям надо учиться, а не быть причиной разногласий в обществе, и думаю не нужно будоражить народ, поднимая данный вопрос на общегосударственный уровень.
— Действительно вопрос очень непростой, требующий серьезного понимания и отношения. А как обстоят эти дела в соседних государствах?
—  Аналогично, многие наши соседние страны приняли адекватные решения, отвечающие требованием времени и интересам своих граждан.
Запреты на ношение хиджаба, никабов и других религиозных символов в учреждениях среднего образования есть во всех Центрально-Азиатских государствах, России, Азербайджане и в других странах.
Они солидарны в этом вопросе с нами. К сожалению, хочу отметить, что приверженцы некоторых нетрадиционных религиозных течений пользуются религиозными эмоциями граждан и вносят разлад в обществе, а этого категорически нельзя допускать.
Если мы желаем перспективного будущего для своих детей, чтобы они были образованными, всесторонне развитыми и конкурентными личностями в нынешнее время, то нам необходимо оградить их от конфликтов на религиозной основе.

Торгын Нурсеитова

 

Share this...
Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter

Новости области

01.01.1970


01.01.1970


01.01.1970


01.01.1970


01.01.1970


01.01.1970


Egov